Немного истории
Началось все с изобретения американца Элайши Грея. В 1876 году он продемонстрировал публике свой музыкальный телеграф. Прибор состоял из двухоктавной рояльной клавиатуры и динамика в компактном деревянном корпусе. Практического значения это изделие не получило, оставшись интересной игрушкой, демонстрирующей один из способов использования электричества.
Спустя двадцать лет, Тадеус Кахилл, демонстрирует публике свое творение – Телармониум. Агрегат (иначе не назовешь), весил около двухсот тонн. Основная масса приходилась на динамо-машины, которых в составе «монстра» насчитывалось 145 штук. Несмотря на циклопические размеры он стал первым электромузыкальным полифоническим (многоголосым) синтезатором.
Поистине потрясающий аппарат создал в 1920 году в Советской России Лев Сергеевич Термен. Терменвокс (так его назвал автор), генерировал звуки в результате движения рук перед специальными антеннами. Ни струн, и клавиш! Ошеломленные слушатели называли это музыкой сфер и эфира.
Интересно! Одним из первых, кто пробовал исполнить на терменвоксе музыкальное произведение, был В.И. Ленин, наигравший на нем «Жаворонок» М.И. Глинки.
В наши дни популярность терменвокса растет. Самые крупные школы игры на нем созданы в России и Японии. Многие профессиональные музыканты используют его в записях своих произведений.
В 1934 году американцем Лоуренсом Хаммондом разрабатывается первый электроорган. Звуки в нем генерировались вращающимися с определенной частотой дисками, напротив которых устанавливались электромагниты. Высота звука зависела от частоты вращения и выступов дисков, приводимых в движение электродвигателями. В дальнейшем органы фирмы Hammond дополнились эффектами реверберации, хоруса.
В сороковых годах к имеющимся эффектам добавились синтезированные звуки рояля, духовых и клавесина. Hammond используют профессионалы в студиях звукозаписи, с момента появления этой индустрии и до настоящего времени.
Какие бывают электронные музыкальные инструменты
Различают три вида электронных клавишных: цифровое пианино, синтезатор и MIDI клавиатура. Цифровой аккордеон мы здесь не рассматриваем. Цифровое пианино по своим свойствам и звучанию максимально приближено к своему традиционному классическому прототипу, обязательно имеет встроенную акустическую систему, в отличие от синтезатора, в котором ее может и не быть. MIDI клавиатура – усеченный вариант, однозначно без собственной акустики. Ее нужно подключать к компьютеру, причем часть функций и настройки доступны только через специальное приложение, которое на компьютер нужно установить.
Устройство синтезатора
В весьма упрощенном виде схема работы синтезатора представляет собой образование электрических сигналов путем замыкания контактов при нажатии клавиш. Полученные сигналы, после обработки на микросхемах или в микропроцессоре, преобразуются в звуковые волны, высота и тон которых меняются в зависимости от величины напряжения.
В первых серийных синтезаторах звуки воспроизводились посредством генераторов. Электронная, «синтетическая» музыка, серьезно отличалась от привычной нашему слуху, исполняемой на акустических инструментах. Впрочем, для эстрады это было ново и появление электронной музыки все только приветствовали.
Синтезаторы, которые по звучанию мало чем отличались от реальных музыкальных инструментов, называются сэмплерными. В 70-е годы они стоили дорого и встретить их чаще всего можно было в студиях звукозаписи. Развитие цифровых технологий сделало их доступными широкому кругу профессионалов и любителей. С их появлением музыканты получили возможность, используя фортепианную клавиатуру, извлекать звуки рояля, гитары духовых и даже ударных, стоило лишь нажать нужную кнопку.
Интересно! Сэмплом называют цифровую запись звука реальных музыкальных инструментов в памяти специального устройства – сэмплера.
Его используют как автономное устройство и в составе синтезатора, где на жаргоне профессионалов его называют мозгами.
В наши дни ассортимент синтезаторов довольно широк, и пользователи приобретают его для различных целей:
- в качестве музыкальной игрушки;
- учащимся музыкальных школ по классу фортепиано для домашних занятий;
- для домашнего музицирования;
- профессионалам, для концертной деятельности;
- оборудование для студии звукозаписи.
В зависимости от назначения, к инструменту предъявляются различные требования. Прежде чем его приобрести, важно определить для чего он нужен. От этого зависит, какие его характеристики будут важны в вашем случае.
Тип
— Синтезатор. В данном случае подразумеваются классические цифровые синтезаторы — клавишные музыкальные инструменты, способные воспроизводить звучание различных инструментов и звуковых эффектов. Функционал таких моделей может быть самым разнообразным — от бюджетных устройств с минимальным функционалом до продвинутых инструментов, подходящих даже профессиональным музыкантам.
— Рабочая станция. Высококлассные синтезаторы профессионального назначения, способные играть роль не только музыкального инструмента, но и пульта для записи и сведения звука. Соответственно, обязательной чертой таких инструментов является секвенсор (см. ниже). Помимо этого, рабочие станции отличаются продвинутым оснащением, соответствующим классу: именно среди таких инструментов попадаются модели с полноразмерными молоточковыми (см. «Механика») клавиатурами на 88 клавиш, пользователю доступно обилие регулировок и разъёмов, а качество и достоверность звука в недорогих моделях получается хорошим, в продвинутых — почти идеальным. Правда, стоят синтезаторы этого типа весьма недёшево, поэтому в совокупности с обширными возможностями являются незаменимыми помощниками для композиторов, звукорежиссёров и других специалистов, занимающихся и исполнением, и записью музыки.
— Детский синтезатор. Особенности подобных инструментов в целом понятны уже из названия — это синтезаторы, рассчитанные на детей. Внешне такие…модели отличаются от «взрослых» в первую очередь небольшим количеством клавиш (до 49, чаще меньше) и уменьшенным под детскую руку размером самих клавиш. Кроме того, рабочие характеристики и функционал детских синтезаторов тоже, чаще всего, более скромны: к примеру, полифония (см. ниже) редко превышает 8 голосов, а общая достоверность звучания весьма невысока. А вот обучающие возможности в подобных инструментах, наоборот, могут быть очень обширными, да и в целом детские синтезаторы считаются неплохим выбором для первоначального обучения.
— Аналоговый синтезатор. Изначального аналоговые синтезаторы — это инструменты, в которых звук образуется не за счёт цифровой обработки, а за счёт прохождения по реальной электрической цепи. Грубо говоря, в аналоговом инструменте нажатие каждой клавиши замыкает свой колебательный контур, отвечающий за определённую частоту звука на выходе (тогда как в цифровом клавиша даёт команду на управляющие схемы, те отправляют сигнал на цифро-аналоговый преобразователь, и ЦАП трансформирует этот сигнал в ноту заданной частоты). А с точки зрения пользователя самым заметным отличием аналогового синтезатора является отсутствие встроенных тембров. Вместо списка тембров музыкант получает в своё распоряжение набор регуляторов (осцилляторы, огибающая, фильтры и т.п.), позволяющих самостоятельно выставить параметры звука. За счёт этого аналоговые инструменты, с одной стороны, сложнее в управлении, с другой — позволяют добиться эффектов, недоступных на «цифре». Кроме того, сама окраска звука на аналоговых синтезаторах несколько отличается. Исторически инструменты данного типа появились раньше цифровых, однако на сегодняшний день они являются узкоспециализированными решениями, рассчитанными в основном на профессиональных исполнителей /композиторов и применяемыми в специфических музыкальных направлениях.
Количество клавиш
Чем больше число клавиш — тем обширнее диапазон инструмента, тем более низкие и высокие ноты можно на нём брать прямо в процессе игры, не прибегая к ухищрениям вроде октавного переноса (см. ниже). Для сравнения: полноразмерная клавиатура фортепиано включает 88 клавиш. Однако в синтезаторах такое количество встречается редко, т.к. инструмент получался бы слишком громоздким и дорогим, а столь обширный диапазон требуется далеко не каждому музыканту, даже профессиональному. В свете этого клавиатуры на 88 клавиш используются преимущественно в высококлассных рабочих станциях (см. «Тип»). Для обычных синтезаторов стандартом являются 49, 61 или 76 клавиш (встречаются варианты и на 73 клавиши) — этого обычно вполне достаточно (при этом «золотой серединой» считается вариант на 61 клавишу). А небольшие детские модели могут иметь и 32 клавиши.
Размер
Размер клавиш синтезатора — прежде всего в ширину.
— Полноразмерные. Клавиши стандартного размера, такого же, как на клавиатуре фортепиано. Такие клавиатуры рассчитаны на взрослого человека и используются практически во всех синтезаторах, не относящихся к детским.
— Малоразмерные. Клавиши уменьшенной, по сравнению со стандартными, ширины (а часто — ещё и высоты). Практически не используются во «взрослых» синтезаторах, зато являются практически обязательными для детских моделей (см. «Тип»). На полноразмерной клавиатуре ребёнку недоступны некоторые возможности (например, аккорды с далеко расположенными нотами), а небольшие клавиши, рассчитанные на детскую руку, могут исправить ситуацию.
Механика
Тип механики, используемый в клавишах синтезатора.
— Пассивная. Простейший тип механики, когда каждая клавиша является, по сути, «выключателем» для своей ноты: она лишь включает и выключает звук, громкость же этого звука не зависит от силы и интенсивности нажатия. Пассивные клавиатуры обычно имеют невзвешенную, реже — полувзвешенную жёсткость (см. ниже). Их основным и, пожалуй, единственным достоинством является невысокая стоимость, обусловленная простотой конструкции. При этом возможности таких инструментов весьма скромны, и даже при обучении использовать их рекомендуется разве что на самых начальных этапах. Как следствие, пассивная механика используется исключительно в простейших синтезаторах бюджетного уровня, пригодных скорее на роль игрушки для развлечений, а не полноценного инструмента.
— Активная. Механика, обеспечивающая взаимосвязь между громкостью и силой нажатия: чем сильнее нажата клавиша, тем громче и резче будет звук. Чаще всего сочетается с полувзвешенной, изредка — невзвешенной жёсткостью (см. ниже). Такие клавиши уже дают возможность управлять динамикой каждой ноты: выбирать её громкость «на ходу», выделять акценты, использовать специальные приёмы и т.п. Эта возможность особенно важна при обучении, когда нужно тренироваться управлять усилием на каждом отдельном пальце. Активная механика крайне рекомендуется даже для недорогого синтезатора, а для инструмента среднего уровня она…является практически обязательной, равно как и для серьёзного обучения. При этом во многих моделях может предусматриваться регулировка чувствительности, а то и полное переключение в пассивный режим (например, для имитации некоторых инструментов).
— Молоточковая. Самая продвинутая разновидность механики. Как и активная, обеспечивает регулировку громкости в зависимости от силы нажатия, однако принципиально отличается по отклику: молоточковая механика применяется только во взвешенных клавиатурах (см. «Жёсткость»), и ощущения при игре на ней получаются приближёнными к игре на настоящем фортепиано. Степень приближения, правда, может быть разной — одни модели неотличимы по ощущениям от пианино, в других механика попроще. Однако в любом случае такие возможности обходятся недёшево, притом что реальная необходимость в «фортепианном» отклике имеется крайне редко. Как следствие, молоточковые клавиатуры встречаются в основном среди инструментов топового класса, преимущественно — рабочих станций (см. «Тип») с полноформатными клавиатурами на 88 клавиш.
Регулировка чувствительности
Возможность изменять чувствительность активной механики (см. выше) в синтезаторе.
Данная функция позволяет подстроить интенсивность отклика клавиши на нажатие. Проще говоря, чем выше чувствительность — тем громче и резче будет звук, при той же силе нажатия. Это позволяет изменять особенности звучания инструмента.
Также в синтезаторах с данной функцией нередко предусматривается возможность полностью отключить активную механику и играть на “пассивной” клавиатуре. Это может пригодиться для реалистичности звучания определённых тембров, например, клавесина или органа.
Жесткость
— Невзвешенная. Клавиши с очень малой силой нажатия, буквально «проваливающиеся» под пальцами. Такой вариант неплохо подходит для недорогих синтезаторов с пассивной механикой (см. выше), а вот в активных моделях применяется редко — малая сила сопротивления затрудняет выбор оптимальной силы нажатия.
— Полувзвешенная. Клавиши со средней силой нажатия, не дотягивающие по жёсткости до полноценных фортепианных, однако оказывающие заметно больше сопротивления, чем невзвешенные. Этот вариант наиболее популярен среди инструментов с активной механикой (см. выше) — усилие на клавишах обеспечивает адекватную обратную связь и в то же время игра на таком инструменте не вызывает особых трудностей даже у тех, кто раньше имел дело лишь с невзвешенными клавиатурами.
— Взвешенная. Клавиши с высокой силой нажатия, сравнимой с усилием на классическом фортепиано. Используются только в профессиональных инструментах с молоточковой механикой (см. выше) — высокая жёсткость является обязательной чертой для такой механики (точнее, для отклика, который она должна обеспечивать).
Подсветка
Наличие подсветки в конструкции клавиатуры.
Как правило, в данном случае подразумевается подсветка каждой отдельной клавиши. Эта функция не имеет особого значения для обычного музицирования, однако может быть весьма актуальна при обучении: инструмент может подсвечивать клавиши, на которые нужно нажать в данный момент, упрощая задачу для ученика. Собственно, наличие подсветки чаще всего как раз является признаком наличия в инструменте режима обучения (см. ниже), хотя не всякий «обучающий» синтезатор имеет данную функцию.
Полифония
Полифония, поддерживаемая синтезатором, проще говоря — количество «голосов« (тон-генераторов), которое может одновременно звучать на нём.
Этот параметр часто описывают как количество нот, которое можно одновременно взять на клавиатуре. Однако это не совсем верно по той причине, что во многих тембрах одна нота может задействовать несколько тон-генераторов. В итоге, к примеру, для воспроизведения аккорда из 3 нот в тембре с 4 тон-генераторами на ноту потребуется полифония не менее чем в 3*4=12 голосов. Кроме того, автоаккомпанемент и встроенные композиции (см. соответствующие пункты) тоже используют тон-генераторы — соответственно, для эффективной работы с этими функциями требуется ещё больше голосов.
Минимальным значением для более-менее функционального современного синтезатора считается полифония на 32 голоса — да и то такой инструмент можно использовать в основном для первоначального обучения и несложных мелодий. Для более солидного применения желательно иметь хотя бы 50 – 60 голосов, а в профессиональных моделях (в частности, рабочих станциях, где приходится иметь дело с несколькими звуковыми дорожками сразу) встречаются модели с полифонией на 150 тон-генераторов и более.
В целом более продвинутый синтезатор, скорее всего, будет иметь более обширную полифонию, однако оценивать класс инструмента по данному параметру можно лишь весьма приблизительно — инструменты с одинаковым числом голосов могут сильно отличаться по уровню. Исключением из это…го правила являются разве что детские синтезаторы (см. «Тип»), поддерживающие до 20 голосов.
Встроенные тембры
Количество встроенных тембров звучания, предусмотренных в синтезаторе.
Количество тембров нередко описывают как число инструментов, которые способна имитировать данная модель. Однако это не совсем верно — скорее этот параметр можно назвать «количество инструментов и звуковых эффектов». К примеру, один и тот же инструмент — электрогитара — с различными «примочками» (дисторшн, овердрайв) будет звучать по-разному, и в синтезаторе каждая такая примочка будет считаться отдельным тембром. Тембр «ударные» обычно объединяет разные типы барабанов и других ударных инструментов — иными словами он позволяет изобразить и «бас-бочку», и тарелки, не переключая настроек, лишь нажав нужные клавиши. А некоторые тембры могут вообще не иметь аналогов среди реальных инструментов.
Чем больше встроенных тембров — тем обширнее возможности синтезатора, тем разнообразнее звуки, которые из него можно извлечь. При этом в высококлассных моделях вроде рабочих станций (см. «Тип») это число может достигать 1000 и даже более.
Стилей аккомпанемента
Количество стилей автоаккомпанемента (см. выше), изначально предусмотренных в синтезаторе, иными словами — число вариантов аккомпанемента, доступных пользователю.
Чем обширнее этот набор — тем выше вероятность найти среди этих мелодий подходящие варианты для того или иного случая. В то же время само по себе обилие стилей ещё не является 100 % гарантией того, что среди них окажется подходящий, тем более что разные модели синтезаторов могут заметно различаться по конкретному набору мелодий. Так что список не помешает уточнять перед покупкой. Также отметим, что ситуацию можно исправить за счёт пользовательских стилей (см. ниже) — их поддерживает немало синтезаторов с автоаккомпанементом.
Режим обучения
Наличие режима обучения в конструкции синтезатора.
Назначение данной функции понятно уже из названия. В основе же её чаще всего лежит следующий принцип: синтезатор сам подсказывает ученику, какие клавиши нужно нажать, отображая клавиатуру на дисплее или выделяя нужные клавиши при помощи подсветки (при её наличии, см. выше). Разумеется, на разных уровнях обучения формат таких подсказок тоже будет разным: к примеру, в самом начале синтезатор подсвечивает нужные ноты до тех пор, пока они будут нажаты, а на финальном этапе выделяет их в том темпе, в котором нужно играть мелодию, и оценивает точность нажатий ученика на нужные клавиши. Встречаются и другие особенности и нюансы обучения — например, режим отдельного разучивания партий для левой и правой руки, когда инструмент сам играет одну партию и подсказывает ученику, как играть вторую. Кроме того, практически обязательной для синтезатора с таким режимом является функция метронома (см. ниже).
Независимо от конкретного функционала, данный режим будет весьма полезна тем, кто только развивает навыки игры на клавишном инструменте.
7 лучших синтезаторов для взрослых по цене и качеству
Каждый экземпляр музыкальной техники, присутствующий в рейтинге, достоин отдельного внимания. Все они при своих конструктивных сходствах, имеют характерные только им особенности, технические показатели, достоинства, недостатки, различаются внешним видом, звучанием, количеством тембров, набором дополнительных опций и прочими данными, влияющими на качество создаваемых композиций. При этом именно эти варианты были признаны пользователями лучшими в соотношении цена – качество.
CASIO SA-77
Один из самых простых, недорогих синтезаторов, предназначенный для обучения начинающих музыкантов нотным азам. У него прямоугольная форма с закругленными боками, небольшой вес (1,54 кг), а также средние размеры (60,4х5,7х21,1 см), благодаря которым его легко переносить в нужное место. Он оснащен 44 малоразмерными, невзвешенными клавишами, обеспечивающими звучание в 3,5 октавы, двумя небольшими динамиками по 0,8 Вт каждый, разъемом под наушники.
Работает от сети, подключается к ней через блок питания, не входящий в базовый комплект или может функционировать от аккумулятора. Отличается простотой эксплуатации, благодаря удачному расположению всех элементов, влияющих на создание/проигрывание мелодий.
Есть небольшой двухстрочный дисплей с подсветкой, на котором отражаются основные функциональные параметры при их выборе, 8-голосная полифония, 100 встроенных тембров, около 50 композиций для изучения, 50 различных стилей, 5 небольших барабанных имитаторов, кнопки включения/выключения/перехода от фортепиано к органу, а также опция отключения музыки.
CASIO SA-77
- Низкая цена.
- Интуитивно понятное управление.
- Наличие функции обучения.
- Информативный ЖК-экран.
- Есть отверстие для подсоединения наушников.
- Отсутствие в комплекте блока питания.
- Малое количество тембров.
YAMAHA PSR-F51
Портативный синтезатор для начинающих от известного бренда, выполненный в традиционном черном цвете. Может использоваться для создания музыки в домашних условиях или на улице, благодаря тому, что функционирует не только от адаптера, но и батарей АА. Его вес составляет 3,4 кг, учитывая немалые размеры – 94х10,9х30,6 см. У него стандартная прямоугольная форма с расположенными на верхней панели полноразмерными клавишами невзвешенного типа. Их количество достигает 61 шт. Имеется усилитель звука, два динамика общей мощностью 5 Вт, отверстие для подключения наушников – jack 3.5 mm.
Особенностью этой модели является возможность разделения клавиатуры на две самостоятельных части для парного исполнения композиций. Полифония достаточно обширная – на 32 голоса, есть возможность выбора инструментов (всего их запрограммировано в оборудовании 120), жанров (любой из 114). Все эти параметры позволяют не только проигрывать любимые мелодии, но создавать свои собственные, необычные по звучанию и обработке. Режим обучения игре на клавишных устройствах активируется при помощи встроенного метронома.
YAMAHA PSR-F51
- В комплекте идет пюпитр.
- Подойдет не только для начинающих, но и для исполнителей среднего уровня.
- Соответствие цены качеству.
- Работает от адаптера или аккумуляторов/батарей АА.
- Есть опция Duo для разделения клавиатуры на 2 самостоятельных.
- Нет возможности записывать создаваемые мелодии.
- Маркая поверхность.
AKAI MPK Mini Play
Очень легкий (весом всего 0,73 кг), компактный (31,2х4,6х17,2 см), при этом недорогой синтезатор для взрослых. Источником питания служат 3 батареи АА или USB-кабель (идет в комплекте) при подключении к компьютеру/ноутбуку. У него всего 25 небольших клавиш, есть 8 пэдов с приятной подсветкой для имитации игры на ударных инструментах, контроллер на 4 позиции, отвечающий за изменение тональности, а также ряд иных кнопок, крутящихся регуляторов, с помощью которых настраиваются остальные параметры.
Корпус синтезатора оснащен выходом для подключения акустики или наушников. На приборной панели есть небольшой экран, транслирующий информацию по выдаваемым звукам, а также компактный динамик. Выдает 138 тембров, из которых 128 выделено под всевозможные встроенные инструменты, а 10 – под ударные.
AKAI MPK Mini Play
- Малый вес.
- Компактность.
- Автономная работа.
- Возможность подключения к ПК и другим устройствам через USB-порт.
- Есть разъем под наушники/колонки.
- Отсутствие полифонии.
- Малое число клавиш.
Roland GO:KEYS GO-61K
Синтезатор для взрослых, относящийся к товарам средней ценовой категории, выполнен в красном пластиковом корпусе, без каких-либо излишеств. Имеет самую простую прямоугольную форму. Конструкция стандартная, состоящая из сенсорной панели управления, а также 61 клавиши, игра на которых идентична игре на фортепиано премиум-класса. У него самая высокая полифония (128 голосов) из всех моделей, рассмотренных в обзоре, наличие большого количества тембров, присущих музыкальным инструментам различных категорий: клавишным, струнным, духовым и т.д.
Плюсом данного экземпляра можно считать наличие дополнительной функции, позволяющей создавать всевозможные мелодии, нажатием клавиш. Есть возможность синхронизации прибора с ПК, ноутбуком, смартфон и другими девайсами для работы с установленными в них музыкальными приложениями через Bluetooth.
Производителями предусмотрены AUX-вход, USB-порт, пара разъемов для наушников и педали. Помимо этого в аппаратуре есть встроенная акустическая система на 5 Вт. Оборудование может быть подключено к сети, а может автономно эксплуатироваться, если в него вставить 6 батарей типа АА. Их хватит приблизительно на 3 часа непрерывной работы, при условии, что у них будет хорошее качество.
Roland GO:KEYS GO-61K
- Хорошая полифония.
- Синхронизация с другими девайсами через Bluetooth.
- Возможность автономной работы до 3 часов.
- Наличие функцииLoop Mix.
- Выпускается в красивом красном корпусе.
- Отсутствие режима обучения.
- Нет отверстия для подключения микрофона.
YAMAHA PSR-E363
Стильный синтезатор с полноразмерной полувзвешенной клавиатурой, чувствительной к силе нажатия каждой из 61 клавиши. При своих внушительных размерах (94,5х11,8х36,8 см) он весит 4,6 кг, что в несколько раз меньше, чем у большинства профессиональных приборов. Встроенная программа для обучения азам (Keys to Success) разрабатывалась при участии лучших преподавателей музыки. Ее основой является специальная техника, позволяющая разучивать мелодии пошагово, следуя определенным указаниям/рекомендациям.
Наличие полезной опции разделения клавиатуры на 2 дает возможность воспроизвести любую мелодию в 2 руки, воссоздавая звуки различных инструментов. Метроном, полифония на 48 голосов, 574 тембра, 165 стилей/треков делают эту технику универсальной, многофункциональной. Функция Melody Supressor позволяет аккомпанемировать себе с помощью подключения внешнего аудиоплеера. Питание можно выбрать любое: либо адаптер, либо аккумуляторы.
YAMAHA PSR-E363
- Чувствительная к нажатиям клавиатура.
- Хорошо продуманная программа обучения.
- Большое количество тембров.
- Многофункциональность.
- Большие размеры и вес.
- Отсутствие усилителя звука в комплекте.
CASIO LK-S250
Прямоугольное устройство с закругленными углами, встроенной ручкой для удобной транспортировки, а также подсветкой всех динамических клавиш, используемое как в домашних условиях для обучения, так и на выездных мероприятиях для создания музыкального аккомпанемента. Имея обычную для подобных агрегатов конструкцию, отличается расширенным набором опций, включающим в себя:
- Понятную систему пошагового обучения.
- Режим для создания танцевальных треков.
- Доступ через USB к компьютеру, а также обучающему приложению Chordana Play.
- Функцию сэмплирования для записи звуковых эффектов и голоса через аудио разъем и т.д.
Управление синтезатором самое простое, понятное. Есть информативный, подсвечивающийся ЖК-дисплей. За качество звуков отвечают около 400 всевозможных тембров, 77 ритмов, эффект реверберации, включающий 10 типов,48-нотная полифония, 60 встроенных мелодий, а также овальные динамики по 2 Вт каждый. Есть гнезда под микрофон/наушники.
CASIO LK-S250
- В комплект входит подставка под ноты, блок питания.
- Дисплей, клавиши с подсветкой.
- Простота эксплуатации.
- Высокое качество сборки, комплектующих.
- Удобная для транспортировки ручка, расположенная в верхней части корпуса.
- Нет встроенной памяти для сохранения мелодий.
KORG Monologue
Самый дорогой, программируемый синтезатор во всем рейтинге. Его корпус выполнен из прочного, но очень легкого алюминиевого сплава, а задняя часть изготовлена из дерева. Выпускается в пяти расцветках: черной, серебристой, золотой, красной, синей. Является монофоническим устройством, поэтому полифония в нем полностью отсутствует.
У него 2-октавная, 25-клавишная клавиатура с высокой чувствительностью к нажатиям, 100 встроенных программ/тембров, из которых около 20 изменяемых, 16-ступенчатый секвенсор и небольшой экран. Весит он немного – всего 1,7 кг. Габариты имеет небольшие – 35х7,6х27,6 см. Это эргономичный синтезатор, функционирующий не только от сетевого адаптера, но и около 16 часов от батареек.
KORG Monologue
- Алюминиевый корпус с вставкой из натурального дерева.
- Разнообразие расцветок.
- Имеет небольшие размеры.
- Длительная работа от аккумуляторов без подзарядки.
- Высокая цена.
- Непростое управление.
Топ недорогих аналоговых синтезаторов до 1000$
1. Moog Werkstatt-01
Изначально этот продукт был сделан для творческой мастерской синтезаторостроения Moogfest ’14. Поэтому создатели сохранили концепцию конструктора. Синтезатор поставляется в разобранном виде. Однако не спешите пугаться, здесь вам не придётся ничего паять. Сборка осуществляется предельно просто и занимает не больше 15 минут.
Werkstatt – это полумодульный 100% аналоговый синтезатор с легендарным 4-х полюсным лестничным фильтром и платой расширения CV. Это означает, что к нему можно подключать CV совместимые контролеры и синтезаторы для комфортного звукоизвлечения. Приборная панель состоит из 13 клавиш, ручки Glide, VCO и VCF и их модуляции, LFO и Envelope. За небольшую цену в 199$ на таком синтезаторе можно нарулить культовый и жирный звук. Собственно то, для чего и берут аналоговую аппаратуру. В идеале, нужно ещё раскошелиться на CV контролер и секвенсор. Но на первое время можно обойтись и без них.
2. Arturia MicroFreak
Гибридный синтезатор с цифровыми генераторами и аналоговыми фильтрами. Интересная двухоктавная клавиатура позволяет управлять назначаемыми параметрами, когда вы зажимаете большую площадь поверхности клавиши. Также присутствует полифонический aftertouch. Pithcbend представлен в виде слайд-полосы. Есть монофонический и парафонический режим. Присутствует режим игры аккорда одной клавишей. 16 режимов осцилляторов плюс 64 шаговый секвенсор и арпеджиатор. Синт изобилует количеством и качеством звуков. Он идёт с 320 заводскими пресетами и с возможностью сохранения до 384 пользовательских пресетов. Микрофрик хорошо подойдет, как для начинающих осваивать мир железных синтезаторов, так и для бывалых музыкантов в поисках новых звуков. Стоит инструмент 299$. Также есть версия с вокодером стоимостью от 349$.
Ниже видео с подробным обзором:
3. Korg Minilogue XD
Идеальный синт для тех, кто хочет изучить аналоговый синтез, так как Korg Minilogue XD довольно дружелюбен к пользователю. 4-х голосный аналоговый полифонический синтез с2VCO + MULTI ENGINE, 1VCF, 2EG, 1VCA, и 1LFO. Плюс есть небольшой экран для отображения статуса текущей настройки регуляторов. 200 заводских пресетов и возможность сохранить до 500 пресетов. В синтезаторе можно создавать и загружать через Интернет пользовательские осцилляторы. Для этого на борту инструмента выделено 16 слотов и 16м слотов под пользовательские эффекты. Также присутствует 16-ти шаговый полифонический секвенсор, арпеджиатор. Питчбендинг и модуляция осуществляются при помощи джойстика. 4 голосовых режима: унисон, поли, аккорд и арп/латч. Возможность ручной микро настройки каждой клавиши синтезатора, либо выбор одной из встроенных 23 схем настройки типа дорийской и т.п. В качестве фишки производитель встроил в панель управления осциллоскоп, чтобы пользователь мог наблюдать преобразование формы звуковой волны в процессе творчества. Стоимость 650$.
Если у вас уже есть Минилог предыдущего поколения, то покупать новый особого резона нет. Если вы рассматриваете в качестве своей первой покупки аналогового синтезатора лучше взять XD версию, так как в ней чуть больше возможностей, чем в предыдущей модели.
4. MoogMother-32
Великолепный полумодульный аналоговый синтезатор с фирменным муговским звучанием.Mother-32 – монофонический синтезатор. Синт идёт с патчкордами. Это значит, что нужно будет вручную направлять, и соединять сигнал, пропуская его через всевозможные фильтры и осцилляторы. Однако, в силу того, что синтезатор полумодульный, звук можно нарулить, и не прибегая к патчкордам. Внизу панели располагается миниатюрная однооктавная 13-нотная клавиатура для работы с секвенсором. Эти кнопки могут работать в двух режимах: в режиме клавиатуры и в режиме степсеквенсора. Установки секвенсора можно сохранять. Остальные установки придётся либо записывать, либо фотографировать. Через фильтры синтезатора можно пропускать внешний сигнал.
Этот прибор вдохновит вас на творческие эксперименты, и послужит хорошим заделом для создания еврорэка. Стоит данная модель 649$.
5. BehringerOdyssey
Для поклонников классики компания Behringer выпустила копию известного синтезатора 70-х ARP Odyssey по доступной цене 499$. К слову, компания Korg также продаёт свою копию этого синтезатора, но на 330$ дороже.
Одиссей – это дуофонический аналоговый синтезатор с 37 клавишами. В отличие от оригинала, Behringer снабдила Одиссей полноразмерной не выступающей вперед корпуса клавиатурой. На старых Одиссеях из-за такого выпячивания, обычно повреждались крайние клавиши. Плюс они добавили много новых эффектов и 32-х шаговый секвенсор в стиле Roland SH-101. Также инструмент достаточно увесист – 8 кг, что внушает некоторое доверие и ностальгию. В общем, это достойная доработанная копия со звуком неотличимым от оригинала.
6. KorgMS-20 mini
Это переиздание модели 70-х годов в уменьшенном виде. Однако звук у этого малыша очень большой. Он рычит, он по-настоящему сырой. Очень хорош для записи грязных басовых или лидовых партий. MS20 Mini можно подключить к компьютеру по USB, чтобы управлять им через программный секвенсор. Хоть количество шума и уменьшилось по сравнению с оригинальной моделью, некоторое его количество всё же осталось. Если вас не смущает этот нюанс, то в остальном, это мощная машина для создания уникальных звуков. Монофонический полу-модульный MS20 Mini имеет набор генераторов и различных частотных фильтров. Как и всякий модульный синтезатор с внешним входом, в мини можно подключить и обработать любой источник звука. Также есть разъём MIDI IN. Новый синт стоит в районе 650$, а подержанный около 400$.
7. KorgVolca
Достаточно интересная и хорошо звучащая линейка синтезаторов, драм машин и сэмплеров для начинающих музыкантов. Эти компактные коробочки можно легко брать собой, и даже запитывать от обычных пальчиковых батарей. Все устройства оснащены маленьким динамиком, и выходом для наушников, что позволяет заниматься с ними в любом месте. В режиме на батарейках их хватает на 8 часов. Всего в линейке 10 устройств. Тут есть и полу-модульный синт, и генератор звука бас-бочки, и басовый синт с ламповым оконечником, и даже микшер. В общем, устройства на любой вкус. И стоимость в районе 150$. В контексте нашего топа, хочется выделить аналоговый синтезатор Korg Volca Modular.
Обзор и рейтинг лучших синтезаторов для начинающих
На основе обзоров специалистов и отзывов покупателей мы подготовили для вас рейтинг наиболее качественных и удачных моделей синтезаторов.
Лучшие детские
Для детского синтезатора, как правило, характерны небольшие габариты, уменьшенные клавиши и минимальный функционал. Модели для детей, учащихся в музыкальной школе, имеют полноценную клавиатуру и больший набор функций.
Обратите внимание на следующие модели:
Casio SA-78
- подходит для детей от 5 лет;
- 44 маломерных клавиши;
- есть метроном;
- удобные кнопки и ручки для переноски;
- 100 тембров, 50 автоаккомпанементов;
- стоимость: 6290 руб.
Casio CTK-3500
- отличная модель для детей старшего возраста и подростков;
- 61-клавишная клавиатура, чувствительная к силе нажатия;
- полифония 48 нот;
- ревербация, транспонирование, метроном;
- регулятор высоты звука;
- возможность подключения педалей;
- 400 тембров, 100 автоаккомпанементов;
- обучение с подсказкой нужных нот и пальцев;
- стоимость: 13990 руб.
Лучшие для обучения начинающих
Синтезаторы для начинающих снабжены полноразмерной клавиатурой (в среднем, 61 клавиша), имеют полный набор необходимых функций и обучающий режим. Вот несколько лучших моделей:
Medeli M17
- выгодное соотношение цена-качество;
- полифония 64 голоса;
- 390 тембров и 100 стилей автоаккомпанемента;
- функция микшера и наложения стилей;
- 110 встроенных мелодий для обучения;
- стоимость: 12160 руб.
Casio CTK-1500
- бюджетный вариант для начинающих;
- 120 тембров и 70 стилей;
- 32-голосовая полифония;
- функция обучения;
- пюпитр в комплекте;
- стоимость: 7999 руб.
Yamaha PSR-E263
- недорогая, но функциональная модель;
- есть арпеджиатор и метроном;
- обучающий режим;
- 400 тембров;
- Стоимость: 13990 руб.
Yamaha PSR-E360
- подходит как для начинающих, так и для более опытных музыкантов;
- 48-голосовая полифония;
- чувствительность клавиш к нажатию и эффект ревербации;
- 400 тембров и 130 видов автоаккомпанемента;
- есть эквалайзер;
- функция записи композиций;
- программа обучения из 9 уроков;
- стоимость: 16990 руб.
Лучшие для профессионалов
Профессиональные синтезаторы отличаются расширенной клавиатурой (от 61 до 88 клавиш), полным набором дополнительных функций (в том числе, арпеджиатор, секвенсор, сэмплирование и т.д.) и очень высоким качеством звука. Примеры моделей, достойных покупки:
Roland FA-06
- 61 клавиша;
- цветной ЖК-дисплей;
- 128-голосная полифония;
- ревербация, вокодер, чувствительность клавиатуры к нажатию;
- полный набор звуковых контроллеров, разъёмов и интерфейсов;
- стоимость: 81990 руб.
Korg PA 600
- 61 клавиша;
- 950 тембров, 360 стилей аккомпанемента;
- 7-дюймовый сенсорный экран;
- полифония 128 голосов;
- функция транспонирования;
- педаль в комплекте;
- стоимость: 72036 руб.
Kurzweil PC3LE8
- эта модель максимально приближена к акустическому фортепиано;
- 88 клавиш взвешенного типа и молоточковая система;
- полноценная мультитембральность;
- есть все нужные разъёмы;
- стоимость: 108900 руб.
Ещё интересные модели
Casio LK 280
- интересный вариант для тех, кто учится музыке
- 61 клавиша с чувствительностью к нажатию;
- обучающая программа с подсветкой клавиш;
- полифония 48 нот;
- секвенсор, редактор стилей и арпеджиатор;
- полный набор разъёмов;
- стоимость: 22900 руб.
Roland GO: Keys Go-61K
- достойный вариант для активного использования в путешествиях;
- 61 клавиша;
- 500 тембров и полифония 128 голосов.
- компактный корпус и малый вес;
- bluetooth для беспроводной связи со смартфоном;
- питание от батареек;
- мощные динамики;
- стоимость: 21990 руб.
Более подробную информацию об указанных и других моделях синтезаторов вы можете посмотреть в нашем каталоге.
Советы и критерии выбора
При выборе синтезатора необходимо знать, для каких целей вам нужен этот инструмент – в качестве детской игрушки, для обучения или же для профессиональной музыкальной деятельности. Наиболее важны следующие критерии:
Количество и размер клавиш
Как правило, клавиатуры синтезаторов охватывают 6.5 октав и меньше. При этом играть в недоступных октавах можно благодаря функции транспонирования, «сдвигающей» диапазон звука. При выборе инструмента нужно исходить из ваших потребностей. Для большинства задач вполне подойдёт синтезатор с 61 клавишей и пятью октавами, но для исполнения сложных произведений лучше выбрать 76-клавишную модель.
При покупке синтезатора для маленьких детей лучше выбрать вариант с уменьшенными клавишами, однако серьёзно учиться музыке нужно уже на полноценной клавиатуре.
Чувствительность к нажатию и типы жёсткости
Синтезаторы с этой функцией реагируют на силу нажатия на клавиши и в зависимости от неё звучат громче или тише – так звук получается «живым». Поэтому лучше выбрать модель с «активными» клавишами.
Модели с нечувствительными клавишами подходят только в качестве детской игрушки или для постижения азов музыки.
Жёсткость клавиш, в свою очередь, может иметь три типа:
- невзвешенные клавиши без сопротивления нажатию (бывают на детских и игрушечных моделях);
- полувзвешенные, более жёсткие клавиши (оптимальный вариант для начинающих и любителей);
- взвешенные, аналогичные традиционному пианино (для профессионалов).
Дополнительные функции
Функция обучения
Обучающая функция позволяет быстрее и легче освоить игру на инструменте. Для этого используется дисплей, показывающий ученику нужную последовательность нот, а на некоторых моделях установлена подсветка клавиш. Важно и наличие метронома, задающего ритм. Синтезатор с режимом обучения – отличный вариант для начинающих.
Полифония
Чем больше голосов имеет полифония, тем больше нот звучит одновременно. Если вам не нужны звуковые эффекты, будет вполне достаточно 32 голосов. 48-64-голосовая полифония потребуется при использовании эффектов и автоаккомпанемента. Для профессионалов же предпочтительна полифония до 128 голосов.
Автоаккомпанемент
Функция автоаккомпанемента позволяет сопровождать игру на инструменте какой-либо мелодией, что упрощает задачу для неопытного музыканта.
Число тембров
Наличие дополнительных тембров даёт синтезатору возможность имитировать звук других инструментов. Эта функция полезна для музыкантов, работающих в студии, и подходит для развлечения детей. Для тех же, кто обучается игре на синтезаторе, большое количество тембров необязательно.
Ревербация
С помощью эффекта ревербации на синтезаторах имитируется естественное угасание звука клавиш, как на акустическом фортепиано.
Арпеджиатор
Эта функция даёт возможность сыграть определённую комбинацию нот нажатием на одну клавишу.
Секвенсор
Это возможность записи музыки для её последующего воспроизведения в фоновом режиме.
Разъёмы
Обратите внимание на наличие разъёма для наушников – это позволит вам играть на инструменте в любое время суток, не мешая другим людям. Любителям и профессионалам пригодятся также линейный, микрофонный входы (пропускают через инструмент внешний звуковой сигнал) и USB/MIDI выходы для обработки звука на ПК.
Питание
Оптимальный вариант – возможность питания как от сети, так и от батареек, но всё зависит от того, где и как вы планируете пользоваться синтезатором.
Габариты
Для детей лучше купить максимально лёгкий синтезатор до 5 кг. Тем, кто часто берёт синтезатор с собой, лучше выбрать модель весом менее 15 кг. Профессиональные инструменты обычно имеют более внушительный вес.
- https://yanashla.com/luchshie-sintezatory/
- https://www.e-katalog.ru/k832.htm
- https://ewme.ru/luchshie-sintezatory-dlja-nachinajushhih/
- https://musexpert.com/2021/03/24/%D1%82%D0%BE%D0%BF-%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%85-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80/
- https://UchenikSpb.ru/kbase/vybiraem-sintezator-dlya-nachinayushhih/